РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОНДОВАЯ БИРЖА
«ТОШКЕНТ»

Стартовая цена : 720
Базовая цена : 720
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 1 099
Базовая цена : 1 005
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 15 500
Базовая цена : 15 500
Дата последней сделки : 20.05.2019
Стартовая цена : 1 050
Базовая цена : 1 000
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 15 600
Базовая цена : 15 600
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 70 100
Базовая цена : 70 100
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 18
Базовая цена : 17,2
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 11 000
Базовая цена : 11 000
Дата последней сделки : 21.05.2019
Стартовая цена : 99
Базовая цена : 99
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 1 300
Базовая цена : 1 300
Дата последней сделки : 21.05.2019
Стартовая цена : 25 000
Базовая цена : 25 000
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 220 000
Базовая цена : 220 000
Дата последней сделки : 22.05.2019
Стартовая цена : 7 001
Базовая цена : 7 500
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 25 000
Базовая цена : 25 000
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 201 000
Базовая цена : 201 000
Дата последней сделки : 20.05.2019
Стартовая цена : 2,95
Базовая цена : 2,95
Дата последней сделки : 21.05.2019
Стартовая цена : 1 575
Базовая цена : 1 600
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 5 000
Базовая цена : 5 000
Дата последней сделки : 20.05.2019
Стартовая цена : 1 699
Базовая цена : 1 699
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 16,89
Базовая цена : 16,89
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 10
Базовая цена : 10
Дата последней сделки : 22.05.2019
Стартовая цена : 8 400
Базовая цена : 8 400
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 210
Базовая цена : 210
Дата последней сделки : 22.05.2019
Стартовая цена : 1 000
Базовая цена : 1 000
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 0,89
Базовая цена : 0,9
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 3 100
Базовая цена : 3 150
Дата последней сделки : 23.05.2019
Стартовая цена : 13 201
Базовая цена : 13 201
Дата последней сделки : 22.05.2019

Листинг фондовой биржи как механизм поддержания эффективного корпоративного управления

%d0%91%d0%b5%d0%b7 %d0%bd%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f

    Вопросы корпоративного управления в акционерных обществах в последние годы являются предметом активного обсуждения как в профессиональных кругах, так и в средствах массовой информации.

    Актуальность этих вопросов определяется их значимостью для экономических и общественных отношений в формирующейся рыночной экономике Узбекистана. Так как корпоративное управление является одним из важнейших факторов, определяющих не только уровень экономического развития страны, но и социальный и инвестиционный климат.

    Необходимо также отметить, что фондовый рынок является одним из главных механизмов контроля за эффективностью функционирования корпоративных отношений в акционерных обществах. Вторичный фондовый рынок в развитых и развивающихся странах играет неодинаковую роль в оценке функционирования системы корпоративного управления. В настоящее время, как показывает опыт развитых стран в условиях экономичес­кой интеграции и глобализации, есть достаточное основание утверждать, что корпоративное управление и фондовый рынок тесно связаны и оказывают взаимное влияние.

    В Узбекистане для обеспечения эффективности системы корпоративного управления в акционерных обществах 31 декабря 2015 года Комиссией по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления принят Кодекс корпоративного управления. Однако пока данный кодекс слабо увязывает корпоративные отношения с отечественным фондовым рынком. Хотя, согласно кодексу, публикация акционерными обществами информации о принятии обязательства следовать рекомендациям кодекса и его соблюдении осуществляется также и на сайте фондовой биржи, на практике для фондовой биржи сам кодекс не имеет никакого значения, так как нет взаимоувязки между рекомендациями кодекса и деятельностью фондовой биржи. Очевидно пришла пора создать такой механизм, который обеспечил бы соблюдение акционерными обществами принципов и рекомендаций корпоративного управления. Целесообразно обеспечить взаимосвязь корпоративного управления и отечественного фондового рынка через механизм листинга на фондовой бирже.

    Такое мнение основано на международном опыте и на том, что в зарубежной практике корпоративного управления кодексы корпоративного управления являются основным документом, после принятия которого компании могут быть включены в котировальный лист фондовой биржи.

    В частности, в зарубежных странах кодексы корпоративного управления являются частью общего пакета обязательных условий, которые компании необходимо соблюсти для того, чтобы ее ценные бумаги прошли листинг на фондовой бирже. При этом суть требований к эмитенту ценных бумаг заключается не в обязательном соблюдении кодекса под угрозой исключения из биржевого котировального листа, а в обязанности публично извещать о причинах несоблюдения правил, рекомендуемых кодексом.

    По этому поводу можно привести очень много примеров. Например, компании, чьи акции прошли листинг на Лондонской фондовой бирже, обязаны следовать Обобщенному кодексу корпоративного управления (Combined Code of Corporate Governance), который является частью правил процедуры листинга Лондонской фондовой биржи, либо объяснить, как они добились высокого качества корпоративного управления другими средствами.

    Компании, чьи акции прошли процедуру листинга на Торонтской фондовой бирже, не обязаны следовать Кодексу корпоративного управления (Corporate Governance Codes and Principles), однако должны указать, следуют ли они рекомендациям этого документа, и объяснить причины отклонений от рекомендуемых стандартов деятельности. Такое требование существенно усиливает степень обязательности рекомендаций кодекса. В соответствии с Кодексом корпоративного управления Мексики (Codigo de Mejores Practicas Corporativas) соблюдение требований указанного кодекса является добровольным, однако публичные компании должны представлять бирже отчет о степени следования принципам кодекса. В случае несоблюдения кодекса они должны указать альтернативный механизм, применяемый в своей практике.

    На сегодняшний день практически все российские фондовые биржи включили в свои правила листинга требования о соблюдении эмитентом требований к корпоративному управлению либо российского Кодекса корпоративного управления. Так, данное положение нашло отражение в Правилах листинга (2015), допуска к размещению и обращению ценных бумаг в закрытом акционерном обществе «Фондовая биржа ММВБ», Правилах допуска к обращению ценных бумаг некоммерческого партнерства «Фондовая биржа РТС», Правилах листинга, допуска к размещению и обращению ценных бумаг и иных финансовых инструментов на Московской фондовой бирже, Правилах допуска к обращению и исключения из обращения ценных бумаг и финансовых инструментов некоммерческого партнерства «Фондовая биржа «Санкт-Петербург», Правилах допуска к обращению и исключения из обращения ценных бумаг на Санкт-Петербургской валютной бирже.

    Еще один пример из практики Казахстана. Согласно «Листинговым правилам» АО «Казахская фондовая биржа» (2009), для приема биржей к рассмотрению заявления о включении ценных бумаг в официальный котировальный список эмитент должен представить копию кодекса корпоративного управления, утвержденного общим собранием акцио­неров этого эмитента, и годовой отчет листинговой компании, подлежащий раскрытию фондовой бирже, который должен содержать информацию о соблюдении листинговой компанией положений кодекса корпоративного управления.

    В этой связи считаем, что и в нашей стране рекомендации Кодекса корпоративного управления должны быть обязательными для эмитентов, намеренных включить свои ценные бумаги в котировальный лист РФБ «Тошкент». Тем самым листинг отечественной фондовой биржи должен стать инструментом поддержания эффективного корпоративного управления и, следовательно, сыграть важную роль в продвижении стандартов корпоративного управления.

    По нашему мнению, для обеспечения тесной взаимосвязи между отечественным фондовым рынком и системой корпоративного управления в нашей стране необходимо реализовать следующие правовые и организационные мероприятия.

    Во-первых, для разграничения акцио­нерных обществ на те, акции которых продаются и не продаются, целесообразно в наше законодательство внести такое понятие как «публичное акционерное общество». К сожалению, в отличие от законодательства западных стран и государств СНГ, понятие «публичное акционерное общество» не закреплено в законодательстве Узбекистана. А это считается важным при определении того, акции каких ак­ционерных обществ котируются и не котируются. Поэтому требуется, в первую очередь путем внесения изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», на законодательном уровне закрепить и толковать понятие «публичное акционерное общество», а также установить основные особенности таких акционерных обществ. Исходя из международного опыта, к основным особенностям публичных акционерных обществ можно отнести наличие у АО неограниченного числа акционеров, свободное обращение акций на рынке, отсутствие обязательства внесения в уставный капитал предприятия денежных средств при его государственной регистрации.

    Во-вторых, необходимо включить в процедуру осуществления допуска ценных бумаг на биржевой листинг оценку системы корпоративного управления акционерного общества путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности». Согласно ст. 15 данного закона, осуществление допуска ценных бумаг на биржевой листинг включает в себя такие процедуры, как рассмотрение заявления эмитента ценных бумаг о включении его ценных бумаг в биржевой котировальный лист; оценка финансового состояния эмитента ценных бумаг; оценка ликвидности ценных бумаг; включение ценных бумаг в биржевой котировальный лист и его доведение до членов биржи. Включение в данный перечень процедуры оценки системы корпоративного управления эмитента будет способствовать созданию механизма реального взаимодействия фондового рынка и корпоративного управления.

    В-третьих, следует внести соответст­вующие изменения и дополнения в правила листинга РФБ «Тошкент». В частности, в «Положении о котировальном листе РФБ «Тошкент» предлагается в перечне требований, предъявленных к эмитентам, для включения их ценных бумаг в категории A, B, C (или хотя бы А) биржевого котировального листа внести требование о принятии эмитентом обязательства следовать рекомендациям Кодекса корпоративного управления. Поскольку РФБ «Тошкент» не имеет собственного разработанного кодекса корпоративного управления для включения в требованиях листинга, как это делают зарубежные фондовые рынки, целесообразно, чтобы листинговые компании соблюдали именно требования Кодекса корпоративного управления, утвержденного правительственной комиссией. Таким образом, будет установлен такой порядок, при котором соблюдение рекомендаций национального Кодекса корпоративного управления станет обязательным требованием для включения ценных бумаг акционерных обществ в биржевой котировальный лист фондовой биржи.

    И, наконец, в перспективе РФБ «Тошкент» необходимо будет разработать и утвердить кодекс корпоративного управления для листинговых компаний, положения и рекомендательные нормы которого, с одной стороны, дополняли бы, и с другой стороны, не противоречили бы национальному Кодексу корпоративного управления.


Игорь БУТИКОВ,

и.о. директора Центра исследований

Госкомконкуренции РУз, д.э.н.

Зуфар АШУРОВ,

старший научный сотрудник центра.


По материалам ООО «Бизнес-Daily Медиа» 

Все новости Назад