Аннотация
Мақолада корпоратив
бошқарувнинг “ўзбек модел” ички ва ташқи мехнизмларнинг шакилланиши
ёритилинган. Корпоратив бошқарувнинг асосий принциплари анализи, ўзига хос
хусусиятлари, одатдаги узбекча амалиёти ва ушбу йўлни такомиллаштириш буйича
таклифлар ёзилган. Муаллиф “ўзбек модели” ўзига хос хусусиятлари корпоратив
бошқарувнинг стандарларини оширилишида тўсиқ бўлаётганлиги, хусусиятларнинг ўзи
эса ички механизмларнинг таъсири остида шакилланади, улар орасида мулкка
эгаликнинг тизими ва шаклини, қарорлар қабул қилиш тизими, мотивация тизими ва
корпоратив назорат тизими ҳақида таъкидлаб утилган. Шунингдек мақолада ташқи
механизмларнинг Ўзбекистоннинг корпоратив бошқарувига таъсири анализ қилиниб:
корпоратив бошқарув бозори; институционал мухит; банкротлик тихими; корпоратив
бошқарув тизими; ички сиёсий факторлар, рисклар суғурталаниш аниқлаш. Муаллиф
Ўзбекистоннинг корпоратив бошқарувидаги муаммоларни тахлил қилиб ва уларнинг
ечими бўйича таклифлар келтирган.
В статье
рассматриваются узбекская модель корпоративного управления, внутренние
и внешние механизмы ее формирования. Анализируются главные принципы
корпоративного управления, специфические черты, присущие узбекской практике,
предлагаются пути ее совершенствования. Авторы отмечают, что особенности
узбекской модели зачастую создают препятствия для повышения стандартов
корпоративного управления, а сами особенности формируются под воздействием
внутренних механизмов, среди которых прежде всего стоит отметить структуру
и форму собственности, систему принятия решений, систему мотивации
и систему корпоративного контроля. В статье анализируется также
воздействие внешних механизмов на корпоративное управление в Узбекистане:
рынок корпоративного контроля; институциональная среда; система банкротства;
система корпоративного контроля; внутриполитические факторы, определяющие
страновые риски. Анализируя проблемы корпоративного управления
в Узбекистане, авторы предлагают пути их решения.
Ключевые слова: IPO, корпоративное
управление, первичное
размещение акций, рынок ценных бумаг, фондовый рынок.
The article considers the uzbek model of corporate governance, internal and external mechanisms of its formation. Analyses the major corporate governance principles, specific features inherent in uzbek practice, the ways of its improvement. The authors note that features of the uzbek model often create obstacles to improving corporate governance standards, and the features are formed under the influence of internal mechanisms, among which, first of all, it should be noted structure and form of ownership, the decision-making system, a system of incentives and the system of corporate control. The article also discusses the impact of external mechanisms of corporate governance in Uzbekistan: the market for corporate control; the institutional environment; bankruptcy; corporate controlling; internal political determinants of country risk. Analyzing the problems of corporate governance in Uzbekistan, the authors suggest ways of their solution.
Установление в
Республике Узбекистан рыночных отношений и повышение роли акционерных обществ в
развитии экономики страны и благосостояния граждан обусловили необходимость
осознания важности проблемы корпоративного управления, возникновение которой
неизбежно связано с переходом на рыночные условия хозяйствования. В современной
отечественный экономике корпоративное управление является одним из важнейших
факторов, определяющих не только уровень экономического развития страны, но и
социальный и инвестиционный климат.
В современных условиях
развития мировой экономики совершенствование корпоративного управления стало
одним из решающих факторов социально-экономического развития Узбекистана.
Корпоративное управление
способствует эффективному использованию АО своего капитала, подотчетности
органов управления как самого АО, так и его акционеров. Все это помогает АО
действовать на благо всего общества и повысить уровень доверия инвесторов.
Управление в акционерном
обществе (АО) является разновидностью так называемого корпоративного
управления. Поэтому в первую очередь хотелось бы определиться с понятиями и
выяснить значение каждого из них.
Корпоративное управление
порождается внутренними факторами развития АО, такими как стремление привлечь
инвесторов, улучшить свой рейтинг в глазах общественности, повысить
эффективность управления персоналом АО. Внешними факторами корпоративного
управления являются в первую очередь институциональная база корпоративного
управления, касающаяся аспектов корпоративного управления отечественных АО, а
также рекомендательные документы, к числу которых относится Кодекс
корпоративного управления.
Некоторые руководители
рассматривают корпоративное управление как мощный стратегический инструмент,
способствующий развитию АО, позволяющий ориентировать все подразделения АО и
отдельных лиц на достижение общих бизнес-целей, мобилизовать инициативу
сотрудников, обеспечивать лояльность управленческого персонала и улучшить
общение между сотрудниками в коллективе.
Зачастую в АО формы
корпоративного управления складываются спонтанно и не выполняют в полной мере
возлагаемых на них функций. Между тем формирование способов и форм корпоративного
управления в АО должно вестись целенаправленно и последовательно
Kорпоративное управление
– это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм
и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо
от их должностного положения и функциональных обязанностей.
Корпоративное управление
включает в себя целый ряд компонентов:
- представление о миссии
(предназначении) организации, ее роли в обществе, основных целях и задачах
деятельности;
- ценностные установки
(понятия о допустимом и недопустимом), сквозь призму которых оцениваются все
действия сотрудников;
- модели поведения
(варианты реагирования) в различных ситуациях (как обыденных, так и
нестандартных);
- стиль руководства
организацией (делегирование полномочий, принятие важных решений, обратная связь
и пр.);
- действующая система
коммуникации (обмен информацией и взаимодействие между структурными
подразделениями организации с внешним миром, принятые формы обращения
«начальник – подчиненный» и «подчиненный – начальник»);
- нормы делового общения
между членами коллектива и клиентами (другими учреждениями, представителями
власти, СМИ, широкой общественностью и т. д.) и пути разрешения конфликтов
(внутренних и внешних);
- принятые в организации
традиции и обычаи (например, поздравление сотрудников с днем рождения,
совместные выезды на природу и т. д.);
- символика организации
(слоган, логотип, стиль одежды сотрудников и пр.).
Деятельность АО не может
быть успешной без сильного корпоративного управления, соответствующего его
целям. И такое управление необходимо постоянно формировать.
Рекомендации кодекса
затрагивают все блоки корпоративного управления: права акционеров, деятельность
наблюдательного совета общества и корпоративного консультанта (секретаря),
систему вознаграждения членам наблюдательного совета, исполнительного органа и
иным ключевым руководящим работникам общества, систему управления рисками и
внутреннего контроля, раскрытие информации об обществе и информационную
политику общества.
Подчеркнем, что в рамках
Кодекса корпоративного управления целый пункт посвящен деятельности
корпоративного консультанта (секретаря), что доказывает важность и
необходимость данной, не устоявшейся еще, профессии в Республике Узбекистан, а
также оценке деятельности и вознаграждения высшим органам корпоративного
управления, что является неотъемлемым разделом в условиях зачастую
беспрецедентных гонораров руководителей исполнительного органа АО.
Таким образом, по мнению ряда специалистов, Кодекс корпоративного управления стал более прикладным документом, отражающим специфику и проблемы отечественного бизнеса. Рекомендации кодекса направлены не только на рост инвестиционной привлекательности отечественных АО, но также на усиление контроля за развитием бизнеса со стороны акционеров, на скорейшее разрешение корпоративных противоречий и конфликтов.
Голибжон ТУРСУНОВ,
начальник отдела
перспективного развития РФБ «Тошкент».
Ильяс МАНАПОВ, Фируз
АЛМУРОТОВ, Хуршид КУЛДАШОВ,
слушатели Научно-образовательного центра корпоративного управления Республики Узбекистан (НОЦКУ).
Список использованной
литературы:
1. Закон Республики
Узбекистан от 22.07.2008 г. №ЗРУ-163 «О рынке ценных бумаг».
2. Указ Президента
Республики Узбекистан от 24.04.2015 г. №УП-4720 «О мерах по внедрению
современных методов корпоративного управления в акционерных обществах».
3. Постановление
Президента Республики Узбекистан от 21.12.2015 г. №ПП-2454 «О дополнительных
мерах по привлечению иностранных инвесторов в акционерные общества».
4. Клепач А., Кузнецов
П., Крючкова П. Корпоративное управление в России в 1995-1996 гг. (от
предприятия советского типа к фирме, контролируемой менеджерами) // «Вопросы
экономики». – 1996. – №9, 12. – С. 73-74.
5. Кодекс
корпоративного поведения ОЭСР.