РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОНДОВАЯ БИРЖА
«ТОШКЕНТ»

Цена закрытия : 24,3
Цена последний сделки : 24,44 ( ▲ 0.14 )
Дата последней сделки : 13.12.2024
Цена закрытия : 4 200
Цена последний сделки : 4 050 ( ▼ 150.0 )
Дата последней сделки : 13.12.2024
Цена закрытия : 2 295
Цена последний сделки : 2 297 ( ▲ 2.0 )
Дата последней сделки : 13.12.2024
Цена закрытия : 948,1
Цена последний сделки : 860 ( ▼ 88.1 )
Дата последней сделки : 13.12.2024
Цена закрытия : 1 505,51
Цена последний сделки : 1 511 ( ▲ 5.49 )
Дата последней сделки : 13.12.2024
Цена закрытия : 9,62
Цена последний сделки : 9,5 ( ▼ 0.12 )
Дата последней сделки : 13.12.2024
Цена закрытия : 29,97
Цена последний сделки : 29,98 ( ▲ 0.01 )
Дата последней сделки : 13.12.2024
Цена закрытия : 3 432,01
Цена последний сделки : 3 450 ( ▲ 17.99 )
Дата последней сделки : 13.12.2024
Цена закрытия : 1,13
Цена последний сделки : 1,12 ( ▼ 0.01 )
Дата последней сделки : 13.12.2024

Особенности корпоративного управления в Индии
10.02.2016

    Индийская программа ITEC была инициирована правительством Индии в 1964 году в качестве программы двустороннего сотрудничества и технического содействия странам-партнерам. Узбекистан с 1993 года является партнером ITEC. Программа индийского технического и экономического сотрудничества (ITEC) подразумевает взаимодействие и взаимовыгодное партнерство. Она ориентирована на достижение результата и удовлетворяет потребностям развивающихся стран. Индия имеет богатый опыт экономического развития и располагает квалифицированными трудовыми ресурсами и технологиями, соответствующими географическим и экологическим условиям стран-партнеров.

    Цель программы – дать участникам дополнительное образование, что является своего рода повышением их квалификации.

    Для реализации поставленных задач между Индией и Республикой Узбекистан с 4 по 22 января 2016 года в институте «Государственный учет и финансовый менеджмент» был организован семинар-тренинг в рамках программы ITEC. В семинаре принимали участие представители из 30 стран мира. В частности, из Узбекистана, Индонезии, ЮАР, Гондураса, Туниса и т.д. В ходе данного семинар-тренинга изучались вопросы по внедрению международной практики корпоративного управления, состоялось ознакомление с государственным управлением и экономикой Индии, особенностями бюджетной системы, принципами современного корпоративного управления в Индии.

    В Индии выделяется три этапа развития корпоративного управления.

    Вначале появилась модель «управляющих агентств» в колониальный период, к особенностям которой можно отнести:

  • смещение важности и значения корпоративного контроля с частных компаний на уровень головной – управляющего агентства;
  • преобладание среди управляющих агентств партнерств, состоящих из членов одной семьи, что привело к созданию отраслевых конгломератов под контролем семей;
  • источником прибыли являлись дефицитные товары и ресурсы, а также колебания цен.

 На следующем этапе после обретения Индией независимости, когда была выбрана стратегия импортозамещающей индустриализации, появилась модель «бизнес-дома» (конгломерата), когда широкое распространение получили публичные финансовые институты, а конгломераты охватили еще большие сети компаний. Уже в это время для контроля над конгломератом бизнес-семьям не нужно было быть маржоритарными акционерами, главными механизмами контроля здесь были «межкорпоративные инвестиции и совмещенный директорат».

    На текущем же этапе, начавшемся примерно в 1991-1992 гг., когда началась либерализация, в Индии развивается принятая англо-американская модель корпоративного управления.

    Первые попытки сформировать и принять кодекс корпоративного управления предпринимались в Индии еще в 1996 г. Первая же редакция появилась в апреле 1998 под названием «Желаемое корпоративное управление». В ней сразу было выбрано направление развития индийской модели: по пути англо-саксонской. За последующие три года после принятия первого кодекса, почти 30 крупнейших котируемых компаний («составляющих 25% от капитализации рынка Индии») начали следовать его рекомендациям.

    Уже в первом кодексе сразу было заявлено о том, что кодекс «не может быть статичным – его необходимо пересматривать в 5 лет», поэтому далее он несколько раз пересматривался. Последней редакций на данный момент является кодекс (декабрь 2009 г.), в котором освещены вопросы, касающиеся главным образом деятельности совета директоров, проведения аудита.

    К 1999 г. вступил в действие и регулятор рынка капитала – Совет по ценным бумагам и биржам Индии (SEBI). Он создал комитет по обязательным международным стандартам управления для котируемых компаний. Изначально разработанному кодексу SEBI должны были следовать в обязательном порядке 140 котируемых компаний.

    В свою очередь, Министерство финансов также выпустило дополнительные рекомендации. Они касаются организации и регулирования аудиторского процесса и «во многом перекликающиеся с законом Сарбейнса-Оксли 2002 г. в США». Таким образом, политика регулирования управления в Индии достаточно «гармонично» дополняет нормы законодательства и предъявляет наиболее жесткие требования в области состава органов управления среди аналогичных норм в странах пятёрки БРИКС, распространяясь при этом на все 4895 публичных компаний.

    В Индии приняты свои стандарты бухгалтерской отчетности, несколько отличные от МСФО. В настоящий момент продолжается процесс адаптации и приближения индийских стандартов к МСФО. При этом эти стандарты будут применяться лишь для компаний, представляющих общественный интерес, то есть эмитентов ценных бумаг, находящихся в свободном обращении, крупных компаний и финансовых организаций.

 Многие из крупных публичных компаний Индии привлекают международные аудиторские компании для проведения аудита своей финансовой отчетности и, соответственно, предоставляют отчетность в МСФО. Остальные же компании пользуются услугами местных аудиторских фирм, и в этом случае они могут находиться в зависимости от своего клиента, что негативно сказывается на качестве предоставляемой информации.

    Что касается требований по раскрытию информации, предъявляемых к публично котируемым компаниям, то они должны предоставлять такие данные, как колебания цены на их акции, а также достаточно подробную информацию о сегментах рынка, где эта компания осуществляет свою деятельность. При этом в годовом отчете директоров компании должны предоставлять обзоры операций за прошедший год, анализ рынков и будущих перспектив развития, а также раскрывать больше информации о своих долгах.

    Другим фактором улучшения прозрачности компаний является тот факт, что Индия имеет развитые СМИ. Высокая активность прессы и финансовых аналитиков вынуждает компании становиться более прозрачными (причем не только в своей финансовой отчетности, но и в вопросах, касающихся внутреннего управления). Вероятно, этот процесс имеет двунаправленное действие, ведь если финансовые СМИ развиваются, значит, у них есть доступ к достаточному объему информации.

    Одним из ключевых драйверов постепенного улучшения стандартов раскрытия информации в Индии также являлось присутствие иностранных институциональных инвесторов. Компании начинают следовать международным стандартам управления, так как им необходим доступ к международным рынкам капитала.

  Из 50 крупнейших публичных компаний Индии, включенных в «Index Fifty», лишь 2 компании имеют распределенную структуру собственности. При этом 54% крупнейших компаний контролируются семьями предпринимателей, 16% – иностранными инвесторами, и лишь 20% – государством. В Индии существуют условия для потенциально нормального функционирования рынка корпоративного управления, так как в большинстве случаев контроль над индийскими компаниями осуществляется при владении 12-20% голосующих акций. Официальных же случаев недружественных поглощений компаний в Индии пока не было замечено ни одного. Проблемы управления, связанные с преобладанием семейной собственности, исторически включали непрофессиональный подход к управлению в отсутствие внешних дисциплинирующих механизмов.

    Другой особенностью менеджмента в Индии является преобладание бизнес-групп, причем зачастую семейных. Но, несмотря на отсутствие официального определения бизнес-групп, выделить их можно достаточно легко и с высоким уровнем точности. Во-первых, информация, касающаяся взаимосвязей между компаниями, по индийскому закону должна раскрываться, а во-вторых, бизнес-группы в Индии носят весьма устойчивый характер.

    В то время как крупные АО в Индии могут похвастаться достаточно высокими стандартами управления, подавляющее большинство компаний более чем из 6 тысяч АО остаются с устаревшими практиками, которые формировалась в течение многих лет изолированного экономического развития, которое длилось в Индии долгое время после обретения ею независимости. В этих компаниях до сих пор нерешенными остаются проблемы, связанные с вопросами собственности, целостного управления, подотчетности и прозрачности. При этом в число таких компаний входят как государственные, так и частные, в том числе семейные. Несомненно, сложная ситуация, связанная с управлением компаниями, продолжает отрицательно влиять на рост экономики и жизнеспособность делового сектора Индии.

    Традиционно индийские компании, в частности семейные бизнесы, сочетали роли владельца и контролера, менеджера и корпоративного управляющего, исполнителя и директора в одних и тех же лицах. Зависимость совета директоров от менеджмента, управление в собственных интересах, манипуляции с учетом, сделки с аффилированными лицами, а также отсутствие прозрачности в распределении доходов внесли свой вклад в недостаток доверия, который свойственен этим компаниям. Учитывая тот факт, что в Индии более 70% компаний семейные, такая ситуация в их управлении вызывает тревогу.

    Одной из проблем в области корпоративного управления в индийских компаниях частного сектора является широко распространенная неудавшаяся практика с советом директоров. В большинстве этих компаний (за исключением самых крупных и котируемых компаний) совет директоров просто не существует как орган управления. Истинно независимых директоров здесь можно встретить крайне редко, а уровень раскрытия информации, стандартов бухгалтерского учета и прозрачности остается низким. Обычной практикой во многих крупных компаниях Индии в настоящее время также является фактическое управление компанией генеральным директором и его командой, а не советом директоров.

  В Индии наблюдался феноменальный рост рыночной капитализации. Так, рыночная капитализация 1322 компаний, которые котировались в 1991 г., к февралю 2000 г. поднялась с 678 млрд. рупий (или $38 по курсу того времени) до 5,52 триллиона рупий (или $127 миллиардов). Вообще сейчас в Индии насчитывается свыше 7 тыс. компаний, акции которых прошли процедуру листинга. Это сильно отличает фондовый рынок Индии от рынков других развивающихся стран. Важную роль в этом изменении сыграли банки и институциональные инвесторы, которые зачастую выступают в роли акционеров с блокирующим пакетом акций.

    В первую очередь, нельзя недооценивать роль иностранных инвесторов, деятельность которых была разрешена в Индии в 1992 г. После либерализации и последующих реформ были созданы все условия для привлечения иностранных инвесторов в Индию. Активность иностранных институциональных инвесторов сейчас, вероятно, сдерживают лишь существующие ограничения по размеру инвестиций.

    В начале века также активизировалась деятельность фондов взаимных инвестиций. Эти фонды последнее время могут привлечь инвестиций свыше 180 миллиардов рупий в год, что составляет 16% от общей рыночной капитализации.

    Также требования к управлению будут усиливаться с появлением иностранных инвесторов. Индийский капитал предлагает очень привлекательную доходность в иностранной валюте, что стимулирует такие фонды, как «CalPERS», «Hermes» и «America’s TIAA-CREF», к инвестированию в индийские акции. Эти фонды располагают инвестициями дольше, чем фонды взаимных инвестиций, поэтому управляющие этих фондов будут более критично анализировать уровень менеджмента компаний, прежде чем инвестировать в них.

    Индийский опыт управления бизнесом на основе корпоративного управления успешно распространяется не только на другие сферы бизнеса, но и на сферы государственного и социального управления, при этом повышая его результативность и эффективность.

 

Г.ТУРСУНОВ,

начальник cлужбы биржевого контроля РФБ «Тошкент», участник семинара-тренинга программы ITEC.

Все новости Назад