Индийская программа ITEC
была инициирована правительством Индии в 1964 году в качестве программы
двустороннего сотрудничества и технического содействия странам-партнерам.
Узбекистан с 1993 года является партнером ITEC. Программа индийского
технического и экономического сотрудничества (ITEC) подразумевает
взаимодействие и взаимовыгодное партнерство. Она ориентирована на достижение
результата и удовлетворяет потребностям развивающихся стран. Индия имеет
богатый опыт экономического развития и располагает квалифицированными трудовыми
ресурсами и технологиями, соответствующими географическим и экологическим
условиям стран-партнеров.
Цель программы – дать
участникам дополнительное образование, что является своего рода повышением их
квалификации.
Для реализации поставленных
задач между Индией и Республикой Узбекистан с 4 по 22 января 2016 года в
институте «Государственный учет и финансовый менеджмент» был организован
семинар-тренинг в рамках программы ITEC. В семинаре принимали участие
представители из 30 стран мира. В частности, из Узбекистана, Индонезии, ЮАР,
Гондураса, Туниса и т.д. В ходе данного семинар-тренинга изучались вопросы по
внедрению международной практики корпоративного управления, состоялось
ознакомление с государственным управлением и экономикой Индии, особенностями
бюджетной системы, принципами современного корпоративного управления в Индии.
В Индии выделяется три этапа развития
корпоративного управления.
Вначале появилась модель
«управляющих агентств» в колониальный период, к особенностям которой можно
отнести:
На следующем этапе после
обретения Индией независимости, когда была выбрана стратегия импортозамещающей
индустриализации, появилась модель «бизнес-дома» (конгломерата), когда широкое
распространение получили публичные финансовые институты, а конгломераты
охватили еще большие сети компаний. Уже в это время для контроля над
конгломератом бизнес-семьям не нужно было быть маржоритарными акционерами,
главными механизмами контроля здесь были «межкорпоративные инвестиции и
совмещенный директорат».
На текущем же этапе,
начавшемся примерно в 1991-1992 гг., когда началась либерализация, в Индии
развивается принятая англо-американская модель корпоративного управления.
Первые попытки
сформировать и принять кодекс корпоративного управления предпринимались в Индии
еще в 1996 г. Первая же редакция появилась в апреле 1998 под названием
«Желаемое корпоративное управление». В ней сразу было выбрано направление
развития индийской модели: по пути англо-саксонской. За последующие три года
после принятия первого кодекса, почти 30 крупнейших котируемых компаний
(«составляющих 25% от капитализации рынка Индии») начали следовать его
рекомендациям.
Уже в первом кодексе
сразу было заявлено о том, что кодекс «не может быть статичным – его необходимо
пересматривать в 5 лет», поэтому далее он несколько раз пересматривался.
Последней редакций на данный момент является кодекс (декабрь 2009 г.), в
котором освещены вопросы, касающиеся главным образом деятельности совета
директоров, проведения аудита.
К 1999 г. вступил в
действие и регулятор рынка капитала – Совет по ценным бумагам и биржам Индии
(SEBI). Он создал комитет по обязательным международным стандартам управления
для котируемых компаний. Изначально разработанному кодексу SEBI должны были
следовать в обязательном порядке 140 котируемых компаний.
В свою очередь,
Министерство финансов также выпустило дополнительные рекомендации. Они касаются
организации и регулирования аудиторского процесса и «во многом перекликающиеся
с законом Сарбейнса-Оксли 2002 г. в США». Таким образом, политика регулирования
управления в Индии достаточно «гармонично» дополняет нормы законодательства и
предъявляет наиболее жесткие требования в области состава органов управления
среди аналогичных норм в странах пятёрки БРИКС, распространяясь при этом на все
4895 публичных компаний.
В Индии приняты свои
стандарты бухгалтерской отчетности, несколько отличные от МСФО. В настоящий
момент продолжается процесс адаптации и приближения индийских стандартов к
МСФО. При этом эти стандарты будут применяться лишь для компаний,
представляющих общественный интерес, то есть эмитентов ценных бумаг,
находящихся в свободном обращении, крупных компаний и финансовых организаций.
Многие из крупных
публичных компаний Индии привлекают международные аудиторские компании для
проведения аудита своей финансовой отчетности и, соответственно, предоставляют
отчетность в МСФО. Остальные же компании пользуются услугами местных
аудиторских фирм, и в этом случае они могут находиться в зависимости от своего
клиента, что негативно сказывается на качестве предоставляемой информации.
Что касается требований
по раскрытию информации, предъявляемых к публично котируемым компаниям, то они
должны предоставлять такие данные, как колебания цены на их акции, а также
достаточно подробную информацию о сегментах рынка, где эта компания
осуществляет свою деятельность. При этом в годовом отчете директоров компании
должны предоставлять обзоры операций за прошедший год, анализ рынков и будущих
перспектив развития, а также раскрывать больше информации о своих долгах.
Другим фактором улучшения
прозрачности компаний является тот факт, что Индия имеет развитые СМИ. Высокая
активность прессы и финансовых аналитиков вынуждает компании становиться более
прозрачными (причем не только в своей финансовой отчетности, но и в вопросах,
касающихся внутреннего управления). Вероятно, этот процесс имеет
двунаправленное действие, ведь если финансовые СМИ развиваются, значит, у них
есть доступ к достаточному объему информации.
Одним из ключевых
драйверов постепенного улучшения стандартов раскрытия информации в Индии также
являлось присутствие иностранных институциональных инвесторов. Компании
начинают следовать международным стандартам управления, так как им необходим
доступ к международным рынкам капитала.
Из 50 крупнейших
публичных компаний Индии, включенных в «Index Fifty», лишь 2 компании имеют
распределенную структуру собственности. При этом 54% крупнейших компаний
контролируются семьями предпринимателей, 16% – иностранными инвесторами, и лишь
20% – государством. В Индии существуют условия для потенциально нормального
функционирования рынка корпоративного управления, так как в большинстве случаев
контроль над индийскими компаниями осуществляется при владении 12-20%
голосующих акций. Официальных же случаев недружественных поглощений компаний в
Индии пока не было замечено ни одного. Проблемы управления, связанные с
преобладанием семейной собственности, исторически включали непрофессиональный
подход к управлению в отсутствие внешних дисциплинирующих механизмов.
Другой особенностью
менеджмента в Индии является преобладание бизнес-групп, причем зачастую
семейных. Но, несмотря на отсутствие официального определения бизнес-групп,
выделить их можно достаточно легко и с высоким уровнем точности. Во-первых,
информация, касающаяся взаимосвязей между компаниями, по индийскому закону
должна раскрываться, а во-вторых, бизнес-группы в Индии носят весьма устойчивый
характер.
В то время как крупные
АО в Индии могут похвастаться достаточно высокими стандартами управления,
подавляющее большинство компаний более чем из 6 тысяч АО остаются с устаревшими
практиками, которые формировалась в течение многих лет изолированного
экономического развития, которое длилось в Индии долгое время после обретения
ею независимости. В этих компаниях до сих пор нерешенными остаются проблемы,
связанные с вопросами собственности, целостного управления, подотчетности и
прозрачности. При этом в число таких компаний входят как государственные, так и
частные, в том числе семейные. Несомненно, сложная ситуация, связанная с
управлением компаниями, продолжает отрицательно влиять на рост экономики и
жизнеспособность делового сектора Индии.
Традиционно индийские
компании, в частности семейные бизнесы, сочетали роли владельца и контролера,
менеджера и корпоративного управляющего, исполнителя и директора в одних и тех
же лицах. Зависимость совета директоров от менеджмента, управление в
собственных интересах, манипуляции с учетом, сделки с аффилированными лицами, а
также отсутствие прозрачности в распределении доходов внесли свой вклад в
недостаток доверия, который свойственен этим компаниям. Учитывая тот факт, что
в Индии более 70% компаний семейные, такая ситуация в их управлении вызывает
тревогу.
Одной из проблем в
области корпоративного управления в индийских компаниях частного сектора
является широко распространенная неудавшаяся практика с советом директоров. В
большинстве этих компаний (за исключением самых крупных и котируемых компаний)
совет директоров просто не существует как орган управления. Истинно независимых
директоров здесь можно встретить крайне редко, а уровень раскрытия информации,
стандартов бухгалтерского учета и прозрачности остается низким. Обычной
практикой во многих крупных компаниях Индии в настоящее время также является
фактическое управление компанией генеральным директором и его командой, а не
советом директоров.
В Индии наблюдался
феноменальный рост рыночной капитализации. Так, рыночная капитализация 1322
компаний, которые котировались в 1991 г., к февралю 2000 г. поднялась с 678
млрд. рупий (или $38 по курсу того времени) до 5,52 триллиона рупий (или $127
миллиардов). Вообще сейчас в Индии насчитывается свыше 7 тыс. компаний, акции
которых прошли процедуру листинга. Это сильно отличает фондовый рынок Индии от
рынков других развивающихся стран. Важную роль в этом изменении сыграли банки и
институциональные инвесторы, которые зачастую выступают в роли акционеров с
блокирующим пакетом акций.
В первую очередь, нельзя
недооценивать роль иностранных инвесторов, деятельность которых была разрешена
в Индии в 1992 г. После либерализации и последующих реформ были созданы все
условия для привлечения иностранных инвесторов в Индию. Активность иностранных
институциональных инвесторов сейчас, вероятно, сдерживают лишь существующие ограничения
по размеру инвестиций.
В начале века также
активизировалась деятельность фондов взаимных инвестиций. Эти фонды последнее
время могут привлечь инвестиций свыше 180 миллиардов рупий в год, что
составляет 16% от общей рыночной капитализации.
Также требования к
управлению будут усиливаться с появлением иностранных инвесторов. Индийский
капитал предлагает очень привлекательную доходность в иностранной валюте, что
стимулирует такие фонды, как «CalPERS», «Hermes» и «America’s TIAA-CREF», к
инвестированию в индийские акции. Эти фонды располагают инвестициями дольше,
чем фонды взаимных инвестиций, поэтому управляющие этих фондов будут более
критично анализировать уровень менеджмента компаний, прежде чем инвестировать в
них.
Индийский опыт
управления бизнесом на основе корпоративного управления успешно
распространяется не только на другие сферы бизнеса, но и на сферы
государственного и социального управления, при этом повышая его результативность
и эффективность.
Г.ТУРСУНОВ,
начальник cлужбы биржевого
контроля РФБ «Тошкент», участник семинара-тренинга программы ITEC.