По мере
поступательного роста экономики Узбекистана и увеличения объемов производства,
перед компаниями, работающими в стране, все чаще встает вопрос привлечения
дополнительных денежных средств на цели развития.
Какие существуют
способы привлечения капитала на развитие
предприятий?
Привлечение
инвестора, помимо прямого притока финансовых ресурсов для обеспечения текущих и
долгосрочных потребностей компании, позволяет максимально использовать
возможности роста, предоставляемые рынком.
Нехватка
финансовых ресурсов может не только затруднить развитие компании, но и
полностью парализовать её работу. Привлечение инвестиций осуществляется в основном
тремя способами: либо через покупку доли в уставном капитале, либо через
оформление кредита, либо путем получения различных грантов (бесплатно). В
первом случае инвестор становится акционером и совладельцем компании, во втором
– кредитором. Иногда просто используют договор займа, что позволяет избежать процесса
лицензирования и это не подпадает под
трактовку банковской деятельности.
Финансирование
компаний может осуществляться 3-мя способами:
·
Бесплатно
- за счет грантов и прочей помощи
связанных лиц на безвозмездной основе;
·
Кредитный
– банковский краткосрочный и долгосрочный кредит под залог своего имущества либо
под залог прочих лиц;
·
Привлечением
капитала - через выпуск долевых (акции) или долговых ценных бумаги (корпоративные
облигации) или расширения состава учредителей или акционеров
Еще совсем недавно
единственным решением проблемы привлечения дополнительных денежных средств на
цели развития для руководителей компаний
было привлечение денег посредством банковского займа. Вместе с тем, данный способ
не всегда был удобным — условия банковского займа не отличаются особой
гибкостью, как по ставкам вознаграждения, так и по дополнительным требованиям,
таким, например, как наличие залогового обеспечения.
В свою очередь, на
рынке ценных бумаг возможно использование более удобных для предприятия
способов привлечения финансирования посредством различных инструментов
мобилизации капитала, в том числе путем выпуска ценных бумаг.
Для этого компании
первоначально нужно определить, в какой форме наиболее оптимально привлекать
денежные средства – будет ли это выпуск акций или же облигационный заем. Как
известно, выпуск акций – это привлечение инвестиций посредством размещения
части акционерного капитала компании, т.е. привлечение денежных средств через
предоставление инвесторам возможности долевого участия в бизнесе.
Облигационный заем
– это форма долгового обязательства компании, но кредитором выступает не банк,
как в случае с банковским кредитом или лизингом, а широкий круг инвесторов, вкладывающих
свободные денежные средства на фондовом рынке.
В мировой практике
наиболее распространенными источниками внешнего финансирования являются заемный
и акционерный капитал.
Заемный капитал на
фондовом рынке привлекается путем эмиссии корпоративных облигаций, размещаемых
среди институциональных и индивидуальных инвесторов. При этом эмитент обязуется регулярно
выплачивать определенный процент, а по окончании срока обращения облигаций –
еще и основную сумму долга (номинал облигаций). Корпоративные облигации
являются долговыми эмиссионными ценными бумаги, которые могут обращаться на
биржевом и внебиржевом рынках. Выпуск этих, как и других ценных бумаг, может
проводиться с привлечением финансовых консультантов или инвестиционных банков.
Акционерный
капитал, выражающий право собственности на долю в капитале акционерного
общества, образуется путем эмиссии акций с целью мобилизации долгосрочных
ресурсов, необходимых для функционирования предприятия. Первым и необходимым
условием для компании, планирующей привлечение средств путем эмиссии акций,
является разработка долгосрочного плана развития фирмы с указанием направлений
применения капитала, который будет получен в результате выпуска этих ценных
бумаг. Приобретая акции, инвестор рассчитывает получить более высокую прибыль
на вложенные средства по сравнению с вложением их долговые ценные бумаги
(облигации).
Привлечение
компаниями финансовых ресурсов имеет свои преимущества и недостатки в
зависимости от того, эмиссия каких фондовых инструментов для этих целей
используется.
Например, среди
преимуществ для эмитента, выпускающего
долговые ценные бумаги (облигации), можно выделить следующие:
• руководству
компании удается сохранить контроль над деятельностью компании;
• выплата
процентов, как правило, относится на себестоимость продукции, а, значит,
уменьшает налогооблагаемую прибыль;
• кредитор не
принимает участия в управлении компанией;
• сроки и условия
обязательств известны заранее.
К недостаткам
привлечения кампаниями ресурсов путем эмиссии облигаций, в первую очередь,
следует отнести то, что обслуживание по займам требует наличия постоянных
источников поступления денежных средств, всегда присутствует в той или иной
степени риск невыполнения обязательств по займам и др.
Среди
положительных аспектов привлечения средств путем выпуска ценных бумаг в виде
публичного размещения акций можно выделить то, что появляется возможность
привлечения стратегических инвесторов, нацеленных на долгосрочное
сотрудничество, которые могут привнести в бизнес свой опыт и новые идеи,
вывести компанию на новые рынки и каналы сбыта продукции, то, что такая эмиссия
дает возможность получения реальной оценки рыночной стоимости ценных бумаг и
др.
Однако такой
способ привлечения средств имеет для компаний либо их руководства немало и
негативных последствий, к которым относится то, что поиск стратегического
инвестора порою требует значительного времени, может привести к
"разводнению" контроля над капиталом и к возможности смены
руководства компании, требует выполнения строгих правил по раскрытию информации
и др.
Выбирая способ привлечения финансовых ресурсов, руководители компаний при изучении возможных его вариантов принимают во внимание множество различных факторов, особенно стратегию развития фирмы, и выбирают тот из возможных вариантов, который в наибольшей степени отвечает потребностям и возможностям компании. Особое внимание при этом уделяется расчетам затрат на реализацию проекта по эмиссии и на анализ рисков, связанных с осуществлением выпуска и размещения фондовых инструментов.
Что такое Андерррайтинг и чем эта деятельность
регламентируется?
Андеррайтинг – это размещение
выпускаемых ценных бумаг среди инвесторов, при посредничестве профессиональной
организации (андеррайтера). В качестве андеррайтера могут выступать банки и
брокерские фирмы.
Андеррайтер – это
профессиональный участник рынка ценных бумаг (финансовый консультант) или
группа профессиональный участников рынка ценных бумаг, обслуживающие и
гарантирующие эмиссию ценных бумаг эмитента, осуществляющие их покупку для
дальнейшей перепродаже широкому кругу инвесторов.
Деятельность андеррайтера
регулируется специальным Положением[1], которое
предусматривает следующие основные направления деятельности
андеррайтера:
§ изучение рынка и
формирование совместно с эмитентом оптимальной структуры выпуска ценных бумаг;
§ подготовка
документов для выпуска ценных бумаг;
§
проведение
предварительной подписки среди инвесторов;
§
размещение
ценных бумаг эмитента.
Андеррайтер на основе договора гарантирует эмитенту размещение ценных бумаг на согласованных условиях и может сам выкупить ценные бумаги для последующей перепродажи инвесторам. Стоимость услуги андеррайтеров может составить от 1 % до 5 % от общего объёма выпуска, в зависимости от объёма выпуска.
Какова на фондовом рынке роль маркет-мейкера и чем
регламентируется его деятельность?
Маркет-мейкер –
это дилер[3], который
«отвечает» за рынок определенной ценной бумаги, поддерживает его ликвидность,
определяет текущие цены на конкретную ценную бумагу в зависимости от
складывающегося спроса и предложения на нее.
Основная задача маркет-мейкера – поддерживать
ликвидность размещенных на рынке ценных бумаг. Так, в отличие об обычного
дилера, маркет-мейкер принимает обязательство перед эмитентом поддерживать
ликвидность, то есть оборачиваемость или обмен его ценной бумаги на деньги и
обратно в течение определенного периода времени без существенного изменения
рыночной цены на нее..
Деятельность маркет-мейкера
на фондовом рынке регулируется отдельным Положением[4],
которое предусматривает следующие основные обязанности:
§ совершать сделки
исключительно от своего имени и за свой счет;
§ обеспечивать
двухстороннюю котировку в рамках ценового диапазона, установленного
организатором торгов;
§ постоянно
поддерживать установленные лимиты наличия ценных бумаг и денежных средств на
каждую торговую сессию;
§ объявлять
фиксированные стартовые цены покупки и продажи ценных бумаг и заключать сделки
на основании фиксированных цен;
Для полноценного и
эффективного решения данной задачи маркет-мейкер объявляет цены покупки и
продажи ценных бумаг определенного эмитента и совершает сделки по объявленным
им ценам с другими участниками рынка.
В мировой практике
маркет-мейкером называют профессионального участника рынка, в обязанности которого
входит непрерывно поддерживать двусторонние котировки по ряду ценных бумаг.
обращающихся на вторичном рынке. Он выставляет оферты на продажу (ask) и покупку (bid) бумаг эмитентов,
за которые отвечает. Разница между ценами ask и bid, называемая ask-bid спрэд, составляет премию, которую
маркет-мейкер хочет получить за то, что вынужден постоянно рисковать, выступая
нередко единственным продавцом или покупателем в отсутствие встречного
предложения или спроса со стороны других участников рынка.
Эта премия
является также платой за риск открытых позиций по бумагам, которые помимо
наличности, маркет-мейкер должен иметь в своем распоряжении, чтобы исполнять
роль своего рода «обменного пункта» для всех желающих купить или продать бумаги
по текущим ценам.
На бирже маркет-мейкером может являться, например, брокерская фирма, которая по договору с биржей берёт на себя обязательство держать в
течение оговоренного времени (скажем, не менее 90% торгового времени)
одновременно выставленные заявки с разницей между ценами покупки и продажи не
более оговоренной величины, за это биржа предоставляет маркет-мейкеру
определённые льготы, например, по оплате комиссионного сбора.
Эксперты отмечают, что деятельность маркет-мейкера по праву является одной из главных движущих сил фондового рынка. Своими операциями они сглаживают колебания цены, ликвидируя регулярно возникающий дисбаланс между спросом и предложением. Наиболее развит институт маркет-мейкеров в США.
Что делается для того, чтобы изменить это положение к
лучшему?
В связи с
принятием Закона Республики Узбекистан «Об акционерных обществ и защиты прав
акционеров» в новой редакции уточнено определение рыночной стоимости ценных
бумаг, что дает возможность эффективного функционирования маркет-мейкеров при
поддержании ликвидности ценных бумаг.
Учитывая опыт
ведущих международных фондовых бирж и торговых систем, а также в целях
дальнейшего стимулирования деятельности маркет-мейкеров на РФБ «Тошкент»,
решением Наблюдательного совета определен ряд льгот для маркет-мейкеров. В
частности, установлено, что предоставление услуг со стороны биржи инвестиционным посредникам будет производиться
без взимания комиссионных сборов по операциям с ценными бумагами, если член
биржи выступает в качестве официального дилера эмитентов (маркет-мейкера).
Указанная льгота предоставляется инвестиционным посредникам до 1 января 2025
года.
Рассмотрев
вышеуказанные ситуации на фондовом рынке, можно сделать ряд выводов:
§
Рынок
ценных бумаг является необходимым условием нормального функционирования
рыночной экономики и выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются
перераспределительная функция и функция страхования ценовых и финансовых
рисков. Сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг,
таких как акции, облигации, депозитные сертификаты, закладные и другие.
§
Рынок
ценных бумаг подвержен регулированию, как со стороны государства, так и со
стороны самостоятельных организаций, профессиональных участников рынка ценных
бумаг. Приватизация явилась катализатором и основанием формирования и развития
рынка ценных бумаг в нашей республике.
§
К
настоящему времени фондовый рынок сформировался в качестве жизнеспособного
сегмента национальной финансовой системы и в перспективе способен решать
присущие ему задачи по формированию рынка капиталов.
В качестве
заключения можно отметить, что с помощью операций на рынке ценных бумаг можно
произвести финансирование предприятий реального сектора. Несмотря на многие
проблемы на этапе становления и первоначального развития, с которыми сталкивается
в настоящее время фондовый рынок республики, следует отметить, что это молодой,
динамичный и перспективный рынок для широкого круга потенциальных инвесторов.
[1] Положение «Об андеррайтинговой
деятельности на рынке ценных бумаг», (рег. №860 28.12.1999г.)
[2] Конструирование ценных бумаг – это аналитический,
логически последовательный процесс по разработке и созданию новых финансовых
продуктов или модификации уже имеющихся с целью достижения оптимального
сочетания доходности, ликвидности, уровня рискованности и других индивидуальных
свойств и характеристик конкретного выпуска ценных бумаг (стандартного
финансового инструмента), обоюдно выгодных и эмитенту, и инвестору
[3]
Дилерская деятельность – это совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от
своего имени и за свой счет путем публичного ьобъявления цен покупки или
продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки или продажи этих
ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.
[4] Положение «О порядке осуществления
инвестиционными посредниками услуг официального дилера эмитентов
(маркет-мейкера)», (рег. №1682 26.05.2007г.)