Для функционирования и дальнейшего
развития фондового рынка в Узбекистане прорабатывается нормативно-правовая база,
функционируют институциональные игроки - фондовые биржи, инвестиционные и
финансовые компании. Политическая стабильность в совокупности с экономическими
реформами по развитию предпринимательства и частного бизнеса и привлечению
иностранного капитала направлены на формирование благоприятного инвестиционного
климата.
Нормативно-правовые акты включают в себя
не только необходимые для функционирования фондового рынка законы, но и
регулирующие механизмы рынка ценных бумаг, защищающие права акционеров и инвесторов,
в том числе и иностранных.
На современном этапе реформирования особую значимость приобретает развитие вторичного рынка ценных бумаг.
Справка. Вторичный рынок ценных бумаг – это рынок, на котором происходит обращение ценных
бумаг, где ценные бумаги многократно перепродаются. На этом рынке уже не
аккумулируются новые финансовые средства для эмитента, а только
перераспределяются ресурсы среди последующих инвесторов.
Являясь механизмом перепродажи,
он позволяет инвесторам свободно покупать и продавать бумаги. При отсутствии
вторичного рынка или его слабой организации последующая перепродажа ценных
бумаг была бы невозможна или затруднена, что оттолкнуло бы инвесторов от
покупки всех или части бумаг.
Большую роль
на вторичном рынке играют маркет-мейкеры – своего рода катализаторы процессов
рынка ценных бумаг, обеспечивающих его ликвидность. Институт маркет-мейкеров позволяет значительно расширить сегмент
ликвидных ценных бумаг «второго эшелона», представляющих интерес для
инвесторов.
Маркет-мейкер (англ. market maker — создатель рынка) — участник рынка ценных бумаг, берущий на себя риск приобретения и хранения на своих счетах ценных бумаг определенного эмитента с целью организации их продаж. В качестве маркет-мейкера выступают брокерская или дилерская компании.
Справка. Брокер (от англ. broker — маклер, брокер, посредник) —
юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции между
продавцом и покупателем. Бро́кер на рынке ценных бумаг — торговый
представитель, юридическое лицо, профессиональный участник рынка ценных бумаг,
имеющий право совершать операции с ценными бумагами по поручению клиента и за
его счёт или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных
договоров с клиентом.
Дилер (на рынке ценных бумаг) — это
профессиональный участник рынка ценных бумаг, совершающий операции с ценными
бумагами от своего имени и за свой счёт.Особенностью дилерской торговли
являются дополнительные обязательства, которые берёт на себя дилер путём
публичного объявления цен покупки и (или) продажи с обязательством исполнения
сделок по этим ценам в оговоренный промежуток времени. Это позволяет крупным
дилерам становиться маркет-мейкерами.
Маркет-мейкеры действуют на биржевом и
внебиржевом рынке как непосредственные участники сделок. Маркет-мейкер
одновременно объявляет и цену продажи и цену покупки, т.е. двойную котировку.
Таким образом, маркет-мейкер действует по обе стороны – как продавец и как
покупатель. С этим мы встречаемся при обмене валюты: банк покупает доллары по
одной цене и продает по другой, на чем и зарабатывает деньги. Точно так же и на
фондовом рынке маркет-мейкер обычно зарабатывает на разнице цен покупки и
продажи. В результате двойных котировок на рынке всегда есть и покупатель и
продавец.
Основной функцией маркет-мейкеров
является поддержание двусторонних котировок на покупку/продажу ценных бумаг, а
в рамках трехстороннего договора – также и оказание услуг эмитенту по включению
и поддержанию ценных бумаг в котировальных списках.
Двусторонние котировки снижают риск
неликвидности ценных бумаг для инвесторов, т.е. обеспечивают гарантии купить
или продать ценные бумаги эмитентов в размере объемов двусторонних котировок.
Маркет-мейкеры постоянно поддерживают
наличие спроса и предложения на соответствующие акции. Таким образом, они
предоставляют гарантию того, что на продаваемые акции всегда будет покупатель,
а на приобретаемые – продавец. Иными словами, основная задача маркет-мейкеров –
обеспечивать благоприятные условия для инвесторов и трейдеров.
На Нью-Йоркской фондовой бирже
маркет-мейкеров называют "специалистами". Типично маркет-мейкер имеет
обязательство продать как минимум 1000 акций для каждого из своих клиентов
(примерно 20-30 для одного маркет-мейкера). Сделки осуществляются по телефону
или через Интернет и занимают секунды.
Маркет-мейкер по договору с биржей берёт
на себя обязательство держать в течение оговоренного времени (скажем, не менее
90% торгового времени) одновременно выставленные заявки с разницей между ценами
покупки и продажи не более оговоренной
величины, за что биржа предоставляет маркет-мейкеру определённые льготы(
например, по оплате комиссионного сбора).
При стремительном движении рынка маркет-мейкер не успевает заработать на разнице цен покупки и продажи. В этом случае он несет потери, к которым готов и на которые согласился добровольно. При обвале цен на рынке все хотят только продавать. Но кому? Кто согласится покупать акции, если их цена падает? Вот здесь и «срабатывает» институт маркет-мейкера – в противном случае на рынке начнется паника и цены обвалятся еще больше. Маркет-мейкер поддерживает стабильность рынка, он в этом, как его основной участник, сильно заинтересован. Когда рынок успокоится, маркет-мейкер снова станет зарабатывать на разнице цен покупки и продажи.
Гулдона
Азимова
Маклер
РФБ «Тошкент»