Формирование
корпоративного управления, обострение конкурентной борьбы вынуждают узбекские
АО искать новые источники привлечения финансовых ресурсов для развития своего
бизнеса. В связи с этим все больше узбекских АО обращают свое внимание на
возможности публичного рынка. Данный инструмент еще находится в стадии
становления, однако все больше игроков пытаются использовать его в своей
стратегии.
Публичный
рынок является сравнительно новым для отечественных игроков, что объясняется
историческим выбором узбекского финансового рынка, который выразился через
развитие банковского кредитования. В результате АО в большей степени привыкли
работать на долговом рынке, как правило, имея дело с кредитами и лизингами, и в
меньшей степени рассматривали фондовый рынок как источник привлечения
капитала. В то же время возможности и потенциал рынка первичных публичных
размещений (IPO) позволяют с определенной уверенностью говорить о его развитии
в Узбекистане. Для того чтобы получить максимальный эффект от использования
данного инструмента, необходимо знать его и уметь применять, что, в свою
очередь, требует более детального изучения публичного рынка, механизма его
функционирования, а также требований, предъявляемых к его участникам.
IPO
открывает перед АО перспективы развития, а именно возможность быстрее своих
конкурентов вывести на рынок новый продукт, заполнить ту или иную рыночную
нишу, закрепиться на новых рынках, что в совокупности означает возможность
получения дополнительной прибыли.
По
мере насыщения рынка во многих секторах экономики Республики Узбекистан
продолжаются процессы консолидации капитала, и для компаний в этой ситуации
IPO – возможность стать одним из центров данной консолидации. Если компания
ориентирована на активное расширение путем поглощения других игроков рынка,
проведение IPO предоставит ей все необходимые для этого средства.
Если
же у АО возникает просто потребность в дополнительном капитале, после
проведения IPO у него появляется возможность получать его по более низкой цене
за счет распределения рисков среди большего числа акционеров. Более того,
улучшение структуры баланса позволяет АО привлекать средства путем
дополнительного долгового финансирования, а также проводить дополнительные
эмиссии акций в дальнейшем.
Любое
публичное привлечение средств – это прежде всего продажа ожидаемого будущего
экономического положения АО таким, каким видят его текущие собственники. Для
успешно проведенной трансакции необходимо четко сформулировать и довести до
сведения участников рынка свои цели и стратегию. Нередко АО направляют все
усилия на достижение краткосрочных результатов, которых, как им кажется,
ожидает от них рынок. Но гораздо плодотворнее сконцентрироваться на долгосрочных
целях и помочь инвесторам удостовериться в способности АО их достичь.
Построение правильной стратегии развития и осознание IPO как очередного шага
на пути к реализации этой стратегии станет именно тем фактором, который
позволит инвесторам поверить в успех АО, а перед самим обществом откроет новые
горизонты.
Голибжон
ТУРСУНОВ,
начальник отдела перспективного развития РФБ «Тошкент»