IPO (первоначальное
публичное размещение акций) – метод, который применяется, когда неакционерное
общество становится акционерным обществом.IPO (Initial Public Offering) – первоначальное
публичное предложение ценных бумаг через фондовый рынок – широко известно
западной практике и активно используется зарубежными компаниями для привлечения
финансовых ресурсов. Совсем недавно основными источниками финансирования для
компаний выступали собственные средства акционеров, банковские кредиты,
облигации и акции или бюджетные средства и государственные ссуды.
Но с развитием процессов
глобализации и повышением мобильности капитала в Узбекистане стал актуальным
способ привлечения средств через первичное публичное предложение акций. IPO
имеет ряд преимуществ перед другими источниками финансирования. Самое главное
преимущество заключается в том, что привлеченные средства не нужно возвращать
инвесторам и за пользование не требуется выплачивать проценты. Также компании,
акции которых торгуются на бирже, стоят дороже своих конкурентов. И еще одним
немаловажным преимуществом является то, что после прохождения процедуры IPO у
компании-эмитента появляется история на публичном финансовом рынке и тем самым
улучшается имидж компании. IPO может стать началом нового динамичного этапа в
развитии компании.
Почти во всех экономически развитых странах
IPO является одним из наиболее распространённых методов по привлечению средств
дальнейшего финансирования деятельности компании. Но что касается Узбекистана,
то такой подход по привлечению инвестиций начал использоваться относительно
недавно. Поэтому очень часто расходятся мнения специалистов по ряду вопросов, и
отсутствует единый подход к толкованию терминов.
Если говорить о классическом IPO, то обычно
под такой процедурой понимается первоначальное публичное предложение ценных
бумаг неограниченному кругу лиц на рынке ценных бумаг.
В международном частном
обороте IPO понимается как первичное публичное размещение акций на фондовом
рынке с участием компании-эмитента, использующей услуги профессиональных
организаторов IPO – андеррайтеров.
Чтобы понять сущность IPO, необходимо разобрать
цели и задачи, которые ставят перед собой компании, планирующие произвести
первичное размещение акцийЖ
Осуществление компанией
IPO в первую очередь предполагает привлечение значительных финансовых ресурсов,
с помощью которых компания может осуществить дальнейшие преобразования своего
бизнеса, реализовать проекты, которые предполагают значительные затраты. С
помощью данной цели могут преследоваться конкретные цели, такие как развитие
деятельности самой компании или социальные проекты.
К развитию компании
можно отнести ввод новых мощностей, модернизацию или ремонт мощностей. К
социальным проектам могут относиться жилищное строительство и социальная
инфраструктура.
Диверсификация
деятельности: создание новых предприятий или структурных подразделений,
приобретение недвижимости (для собственных целей или для сдачи в аренду).
Возврат контролирующими
акционерами вложенных в развитие бизнеса средств. Только оценка рыночной стоимости
компании на публичном рынке позволяет определить истинную стоимость имущества
контролирующего акционера, иметь ценовую базу для предпродажной подготовки
бизнеса и ведения переговоров с прямыми инвесторами.
Подготовка сделок на
рынке корпоративного контроля. Справедливая оценка бизнеса на рынке ценных
бумаг, отлаженный публичный оборот части акций и успешно действующий механизм
корпоративного управления, управление акционерным капиталом делают компанию,
прошедшую IPO, более подготовленной, более оцененной для сделок со
стратегическими инвесторами. Компания средней и малой капитализации,
поддержанная сделками с ее акциями на публичном рынке, становится более
ликвидной.
Создание базы для
привлечения заемного капитала в большем объеме и с меньшими издержками.
Финансирование компаний, прошедших IPO, осуществляется на более выгодных
условиях (будь то кредитование или лизинг, или через рынок ценных бумаг).
В рамках этой задачи
преследуются следующие цели:
Для привлечения
зарубежных финансовых средств от компании требуется определенная публичность.
Поэтому компании часто выбирают западные площадки для размещения своих акций,
пытаются получить более высокий кредитный рейтинг.
Привлечение внимания к
имени компании или ее продуктам.
Упоминание компании не
только на продуктовом рынке или рынке услуг, а также и на финансовом.
Публичная оценка
компании финансовыми аналитиками.
Принимая решение о
публичном предложении акций, компания должна обладать следующими
характеристиками:
В настоящее время в
Узбекистане существует значительное число компаний, достигших необходимого
уровня развития для проведения IPO. При этом для успешного выхода на фондовый
рынок компания должна удовлетворять определенным требованиям:
Перспективы дальнейшего
развития узбекского рынка IPO будут зависеть не только от государственного
регулирования, но и от правильной реализации финансовой и информационной
политики самих компаний-эмитентов, заинтересованных в привлечении финансовых
ресурсов и повышении спроса на собственные ценные бумаги со стороны инвесторов.
Голибжон ТУРСУНОВ,
начальник отдела перспективного развития РФБ «Тошкент».